Человеческие
жертвоприношения в первую очередь всегда ассоциируются с древними мексиканскими
цивилизациями, но не многим известно, что люди в некоторых регионах Африки тоже
их совершали. Но если человеческие жертвоприношения в Новом Свете ставили своей
целью доставить удовольствие богам, то в Африке они не всегда диктовались
религиозными соображениями.
В некоторых африканских
царствах в прошлом люди верили, что если умирает царь, то его память необходимо
обязательно почтить принесением человеческой жертвы. Так, в начале XVIII века в
Бенине (Дагомея), когда умер царь, сотни людей были убиты, чтобы прислуживать
ему в потустороннем мире.
По свидетельству одного
британского офицера, капитана Снелгрейва, четыреста пленников были убиты во
время этого Великого жертвоприношения в 1727 году. Все жены царя без исключения
тоже расстались с жизнью.
Последнее Великое
жертвоприношение произошло в I860 году в память об умершем царе Гезо. За этой
жестокой ритуальной церемонией наблюдал француз по имени М. Лартиг, который
оставил нам приводящее в содрогание описание. За два дня смерти были преданы
шестьсот жертв. Вот что он писал: «В финале все жены покойного царя
расположились по рангу вокруг его мертвого тела... все они выпили яд, так что
общее число человеческих жертв достигло шестисот».
Черепа жертв либо
складывались в пирамиду, либо служили украшением для стен в царском дворце.
Кроме громадного числа человеческих жертв, которых убивали на похоронах,
приносились еще и дополнительные. В стране существовал обычай, требовавший
ежегодных дополнительных жертвоприношений, для того чтобы пополнить число слуг
усопшего царя в загробном мире.
Свидетелем такой
ежегодной церемонии стал сэр Ричард Бертон в 1863 году: «Только двадцать
человек были убиты на сей раз». Бертон сообщает, что видел выбранные для
казни жертвы.
«Все они сидели на
табуретках, крепко привязанные к столбу за спиной; за каждым на корточках сидел
ассистент, отгонявший веткой от них назойливых мух. Их кормили четыре раза в
день, а по ночам развязывали, чтобы они могли поспать, ибо царь не желал видеть
их изможденными и уставшими. Ему больше нравились слуги в добром расположении
духа».
Существовало множество
других жертвоприношений. Царю часто приходила в голову мысль пообщаться с
призраком своего отца, а такая прихоть, конечно, требовала человеческой жертвы.
К тому же о любом важном событии требовалось сообщить духу предков, и в
результате даже самые тривиальные случаи, такие, как приезд белого человека или
покупка нового барабана, считались вполне достойными, чтобы донести информацию
о них предкам, и все они требовали нового гонца.
Один путешественник
уточняет:
«Только одно донесение
умершему царю могло стоить жизни нескольким людям. Как только срубали
голову первому гонцу, которому было поручено доставить сообщение, царь
вдруг вспоминал, что забыл кое-какие детали Для того чтобы добавить к своему
посланию постскриптум, слетала с плеч голова очередного курьера"
Человеческие жертвы
обязательно приносились в том случае, когда царь собирался начать войну. А
когда возводился новый царский дворец, то, по существовавшему в те времена
обычаю, требовалось похоронить нескольких человек под его фундаментом. Кровь
жертв смешивалась с глиной, и такая смесь использовалась для кладки дворцовых
стен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий