У народности торайя в
Индонезии существует непоколебимая вера в то, что вечного райского блаженства
после смерти можно достичь только при условии, что состоится тщательно
разработанная погребальная церемония. Это должно быть великолепное, радостное
событие, и оно может стоить столько же, сколько хорошая свадьба.
В прошлом о смерти
знатного члена племени прежде всего сообщалось его домашнему коту. При этом
обычно один из членов семьи говорил "Дорогой господин наш, Кот. Твой
хозяин умер". Кот пользовался высоким статусом в доме, так как считался
хранителем всех домашних ценностей.
Погребальная церемония требовала
долгой тщательной подготовки, поэтому тело умершего обычно в это время
находилось в специальном ритуальном доме, и о его смерти могли не сообщать
членам общины в течение нескольких месяцев, а то и лет. Все это время усопшего
называли не мертвым, а только "спящим". Обычай также предусматривал,
что душу мертвеца в иной мир должна сопровождать душа буйвола. Число убитых по
такому случаю животных определялось социальным положением умершего. Для члена
общины, пользовавшегося особым уважением у своего пламени, в жертву приносили
по крайней мере не меньше двенадцати буйволов, но бывали и такие похороны,
когда убивали до ста животных. Один автор заметил:
«Чем больше убивали
буйволов, тем большими почестями пользовались все члены семьи усопшего. После
первой десятки загубленных животных семья получала в дар один рог, буйвола,
который она хранила перед своим домом как символ особого достоинства".
Ну а сто лет назад для
похорон знатного представителя племени требовалось совершить человеческое
жертвоприношение.
Нужно сказать, что
обычай принесения в жертву буйвола уже ушел в прошлое. Теперь вместо этого
организуются петушиные и буйволиные бои, на которых зрители делают свои ставки.
В течение всей похоронной церемонии, в которой могут принимать участие тысячи
людей, которые, судя по всему, напрочь забывают о мертвеце, предаваясь радости
и развлечениям. Один очевидец заметил по этому поводу: "Трудно себе
представить более счастливые проводы в вечное путешествие"
Такие похороны могли
продолжаться несколько дней, в течение которых проводились различные обряды и
ритуалы. Когда из дома выносили гроб, клали его на носилки, вся толпа
принималась громко распевать песнопения и предлагать пищу и различные свои дары
усопшему, чтобы помочь его душе беспрепятственно совершить долгое путешествие
на небеса. После этого вместе с гробом участники обходили владения
состоятельного члена своего племени. Во время этого обхода гроб то и дело
подкидывали в воздух. Это делалось не для смеха. По мнению туземцев, тело нужно
все время трясти, чтоб облегчить душе выход из него. Утомительная церемония
заканчивалась после того, как гроб, наконец, устанавливали в глубокой
погребальной пещере, а вход в нее задвигали большим валуном.
В отличие от других
регионов, здесь погребальные "камеры" обычно располагаются высоко в
горах. Торайя верят, что, находясь на таком возвышении, дух мертвого сможет без
особых усилий забраться на ближайшее пальмовое дерево и оттуда вознестись на
небо. Тела погребенных не остаются без присмотра. Торайя обычно делают деревянное
изваяние умершего, почти в его рост. Такие деревянные куклы складываются на
особой веранде на краю скалы. В глаза им вставляют ракушки, и издалека их можно
принять за живых людей, созерцающих лежащий внизу пейзаж. Кукол обычно
выстраивают в ряды по десять штук в каждом, и в результате создается
впечатление, что они бдят над смертными членами племени, оставшимися там, в
деревне.
Ежегодно жители деревни
забираются по отвесной скале к этому кладбищу, чтобы доставить статуи своих
мертвых соплеменников в прежние дома. Кукол моют, обряжают в новые одежды, а
после краткого пребывания дома возвращают на скалу, на прежнее место.
Комментариев нет:
Отправить комментарий